Гидромеханика, гидромашины и гидропневмоавтоматика
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Э10 – старейшая кафедра гидравлики в России, созданная в 1914 году на основе первой гидравлической лаборатории.

История кафедры

Деятельность кафедры в период 1920-1940 гг.
Во всех Уставах нашего университета, начиная с 1868 года, каждый преподаватель обязан постоянно принимать участие в научно-исследовательской работе. Профессор И.И.  Куколевский вёл постоянный поиск НИР. Чем скуднее было финансирование деятельности гидравлической лаборатории, тем интенсивнее работали сотрудники кафедры по разработке новых гидромашин или по исследованию выпускающихся заводами г. Москвы насосов, воздуходувок и т.п.

В сложный период 1917-1919 годов, когда средств для содержания охраны, лаборантов и механиков лабораторий Училища вообще не выделялось, именно И.И. Куколевский за счет форсирования работы гидравлической лаборатории по испытаниям "на соответствие заявленных характеристик" машин, механизмов и приборов различных иностранных фирм, торгующих в Москве своей продукцией, заработал и на оплату перечисленных выше сотрудников и на содержание библиотекарей, сохранивших знаменитую ещё в те времена техническую библиотеку МВТУ.
По инициативе кафедры на базе гидравлической лаборатории ЦАГИ (бывшего аэрогидродинамического подотдела механического отделения МВТУ) в 1930-1933 гг. был организован Всесоюзный институт гидравлических машин (ВИГМ). Кафедра готовила специалистов для ВИГМ и проводила совместные исследования в своей лаборатории и во вновь создаваемых в ВИГМ лабораториях. Сотрудничество кафедры с ВИГМ, затем переименованным во ВНИИГидромаш и НПО «Гидромаш» продолжается и в наши дни.
Машинный зал в 1929 г.
В 1930 году началась "перестройка" МВТУ - "взрыв" разбросал вольнодумный коллектив Училища. Многие подотделы превратились в самостоятельные высшие учебные заведения и каждому из них присвоили имена революционеров: Куйбышева, Молотова, Орджоникидзе, Баумана и т.д.

В помещениях на Коровьем Броде (старое название Второй Бауманской) из остатков решено было сформировать Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э.Баумана и организовать факультеты.

В 1931 году факультетов ещё не было. Набор осуществлялся в отдельные группы по 25 студентов на специальности "Насосы" и "Гидротурбины". Отсев был большим. Существовал бригадный метод обучения - за всю бригаду экзамены сдавали бригадиры. Вместо дипломов выдавались Справки об окончании КрМММИИБ ("Краснознамённый МММИ имени Н.Э.Баумана" - формула названия: Кр.*3М*2И*Б).
Факультет "Тепловые и гидравлические машины" образовался в 1933 г. Переходный период после "перестройки" длился до 1935 г.

Начиная с 1935 г. возобновили дипломное проектирование и выдачу Дипломов с приложением, где указывалась тема дипломного проекта, перечислялись освоенные предметы за время обучения и оценки за качество усвоения.

Дипломные проекты по специальности НГТ (насосы и гидротурбины) в период 1935-1937 гг., отражая существовавший учебный план специальности и тематику научно-исследовательской работы в ГЛ, посвящались на 40% гидростанциям и гидравлическим турбинам и 60% - насосным станциям и насосам (центробежным и поршневым).

Изначально в МВТУ было две отдельные кафедры – Гидравлики и Гидромашин. В начале 1938 г. был арестован заведующий первой кафедрой проф. А.А. Отт и обе гидравлические кафедры были объединены под руководством проф. И.И. Куколевского. Кафедра стала называться "Гидравлика и гидромашины". В это время в штате кафедры были: один профессор И.И. Куколевский, он же заведующий кафедрой, ассистенты К.Н. Попов, О.Г. Чутуев (выпускники 1932 г.) и В.Н. Прокофьев (вып.1935 г.) и старший лаборант В.В. Шульгин (вып.1935 г.). Большое значение имела Аспирантура кафедры (начало ее деятельности с 1925 г.). Аспирантами кафедры в 1938 г. были Л.Г. Подвидз (вып.1936 г.) и Б.И. Яньшин (вып.1937 г.).
В.В. Мишке
Кроме штатных преподавателей были почасовиками С.С. Руднев, В.В. Мишке и др., а всего с аспирантами было 14 преподавателей. Через гидравлическую лабораторию проходили до 800 студентов в учебном году - "Гидравлика и гидромашины" была обязательной дисциплиной для всех выпускников Училища. При этом практически все профилирующие дисциплины специальности были разработаны проф. И.И. Куколевским.

В предвоенные годы (1939-1940 гг.) кафедра "Гидравлика и гидромашины" была в зените своего развития. Блестящий выпуск инженеров-механиков 1939 года (из девяти выпускников восемь получили дипломы с отличием) весь был мобилизован на срочную службу в Армию. В том числе аспирант кафедры С.Н. Рождественский. Все они стали участниками либо боёв, либо труда для фронта и вернулись к науке и мирной деятельности, начиная с 1943-1945 года.


Заведующим лабораторией гидравлики в 1941 г. был Б.И. Яньшин. С началом бомбёжек Москвы (июль) было принято решение об эвакуации Кр.МММИ им. Баумана в город Ижевск. Малочисленному отряду студентов-бауманцев читали обязательную для всех дисциплину "Гидравлика и гидромашины", а также специальные предметы. Оставшимся в Москве студентам читал лекции (только с осени 1942 г.), проводил лабораторные занятия и делал невероятные усилия для сохранения оборудования лаборатории ассистент К.Н. Попов. Он с июля 1941 г. полные сутки жил и работал в лаборатории вместе с учёным мастером И.М. Макаровым: днём изготавливали детали взрывателей и изобретённого в институте в первые недели войны противотанкового ружья, а ночью дежурили на крыше лаборатории во время бомбометания с клещами и сбрасывали зажигательные бомбы с крыши либо в Яузу, либо во двор Училища.